Ответственные сотрудники: миф или реальность?

От многих клиентов-собственников, генеральных,  исполнительных и HR-директоров предприятий,  можно услышать жалобы о безответственности сотрудников: никому ничего нельзя поручить, все приходится контролировать самому, я все тяну один, никто не сделает лучше, чем я, качественно,  в срок….

Для одних компаний проблема стоит очень остро для других менее, но то, что она актуальна – это бесспорно. Последствия безответственности могут быть самые плачевные —  все отвечают за все =  никто ни за что не отвечает = проваленные проекты, недовольные клиенты, спад бизнеса, отсутствие прибыли.

Обычно ответственность трактуется как субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

В данном случае речь идет именно о социальной ответственности. Личная ответственность лежит в плоскости внутреннего понимания того, что данное действие необходимо совершить, и сделать это должен именно я.

Образ сотрудника, который чаще всего берет на себя ответственность, выглядит так: это человек, который имеет представление об ответственности, о требованиях и ожиданиях в каждой конкретной ситуации.  Помимо этого очень важным фактором является наличие опыта, навыков и умений, другими словами способность выполнять определенный вид работы. Данная способность развивается в процессе тренировки тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Другими словами, произошла ситуация, человек совершил или не совершил определенные действия, получил опыт  ее решения и ассимилировал его. Если опыт был негативным и удачного разрешения не произошло, ситуация вернется один-два-три-пять раз до фактического научения. Если же ситуация разрешилась положительно, то происходит позитивное подтверждение и этот опыт попадает в копилку приятных воспоминаний.

Можно ли воспитать ответственность?

Как и любой другой навык, ответственность воспитывается через привитие способности, добровольного желания и привычки трудные моменты жизни брать на себя. Она базируется на готовности и умении человека учиться на своих и чужих ошибках и нуждается во внешней поддержке. Таким образом, делаем вывод, что ответственность можно воспитать с помощью позитивного опыта через научение.

Если рассматривать ответственность как нагрузку, то для того чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. И чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока человек не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, право на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.

Ответственность как один из компонентов зрелости.

Таким образом, мы видим, что термин ответственность очень тесно связан с личностной зрелостью и является одним из четырех китов (ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное мышление и отношение к миру, (как компонент присутствует во всех трех ранее перечисленных)),  на которых зрелость базируется.  

Инструмент исследования личностной отвественности

Джулиан Роттер — американский психолог, автор влиятельных теорий, занимался изучением и созданием инструмента, который бы определил один из двух выделенных им типов ответственности: интернального и экстернального типа. Результатом его исследований стал опросник УСК – уровень субъективного контроля, который говорит о том, насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их автором, причиной, а не следствием действий других или влиянием обстоятельств.

Интернальный тип   человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.  «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такого человека.

Экстернальный тип человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.  Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых. На обыденном языке, второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность. 

Безответственность предполагает искажение реальности в свою пользу с поиском объекта вины во внешнем мире и окружении. Отключили телефон за неуплату – виновата служба, которая установила короткий срок кредитования  при несвоевременной оплате или банк, который провел платеж не за считанные доли секунды, а в течение нескольких часов. Таким образом, находится внешний объект, на которого направлена агрессия и возложена ответственность за личные действия или бездействия.

Причины, которые порождают безответственность сотрудников в компании, могут быть следующие:

  • Личностная незрелость,
  • Отсутствие конечного видения результата продукта или услуги,
  • Нечеткая формализация функций сотрудников,
  • «Диффузия ответственности» — соответственность двух и более сотрудников за один и тот же кусок работы,
  • Отсутствие внешнего контроля (сроки, качество работы, исполнители),
  • Чрезмерный внешний контроль,
  • Нечеткие критерии оценки успеха или неуспеха проекта,
  • Отсутствие понятных санкций за совершенные действия или бездействие.

Возникает закономерный вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если в компании есть системная проблема «безответственности» сотрудников, то можем предложить Вам следующие действия:

Попытаться разобраться с ситуацией самостоятельно.

Заказать у нас тестирование на определение уровня субъективного контроля сотрудников, получив исчерпывающий отчет с рекомендациями как сложившуюся ситуацию исправить и улучшить.

Решить проблему комплексно, заказав тематический мини-аудит на тему ответственности персонала, с последующим сопровождением внедрения изменений.

Пригласить консультанта нашей компании и обсудить с ним создавшуюся ситуацию, получив при этом конкретные практические рекомендации по улучшению положения и реальную помощь.