В своей практике я часто встречаюсь с ожиданиями Клиента (владелец бизнеса), что он будет оценивать полезность консультанта по управлению по росту эффективности и результативности его бизнеса.
Кто обеспечивает эффективность и результативность бизнеса? — Менеджеры! И, если бизнес не дает желаемой Клиентом эффективности и результативности, то, что это значит? Это значит, что менеджеры компании не выполняют свою работу.
А почему так? Причин может быть много, например:
- менеджер не понимает, что делать (например: потому что его руководитель/владелец не правильно поставил задачу)
- менеджер не знает, как сделать работу
- менеджер «выгорел», не мотивирован делать работу
- менеджер не умеет делать работу (например: она новая для него)
- менеджер отвлечен нерешенными личными вопросами
- отсутствуют нужные специалисты, специалисты нужной квалификации
- нет достаточных ресурсов для выполнения работы
- нет поддержки от владельца, коллектива и т.д.
В некоторых ситуациях может действительно помочь консультант по управлению, а в каких-то нужно просто поменять менеджера.
Чтобы понять реальные причины «неделания» менеджерами своей работы эффективно и результативно, рекомендую провести «Диагностику состояния бизнеса».
При выполнении такой работы консультант по управлению выяснит: знает ли персонал – что и зачем он делают; что мешает выполнению поставленных задач; как ставятся на предприятии задачи; что и как поощряется и наказывается; какой информации не хватает; и … многие другие вопросы, влияющие на эффективность и результативность бизнеса в целом и в частности.
Внешний консультант соберет такую информацию, имея непредвзятое мнение, а опираясь на свой опыт, сможет сделать правильные и выводы и рекомендации, выполнение которых приведет к повышению эффективности и результативности бизнеса.
А, если менеджмент Клиента не знает, как же реализовать эти рекомендации? В этом случае у хорошего консультанта есть такой инструмент как – обучение необходимым навыкам и умениям эффективно и результативно работать.
Но консультант не должен работать ВМЕСТО менеджера или специалиста!!! Он только может быть помощником, советчиком, поддержкой сотрудников компании на пути развития и процветания бизнеса!!!
А почему сам Клиент (владелец бизнеса) не может сделать то же самое, что и консультант (провести «Диагностику состояния бизнеса»). Потому что: «глаз замылен»; он уже свыкся со многими нерешенными вопросами; ему «жалко» расставаться с «неэффективными и нерезультативными» менеджерами и специалистами (а где взять других?); да и вообще, так много вопросов, которые необходимо решать в бизнесе, а … он один (совсем один).
Преодолеть одиночество на вершине пирамиды помогает консультант по управлению – с ним можно всё доверительно обсудить, получить сконцентрированный опыт в короткое время и именно по тем вопросам, которые волнуют в настоящее время.
Но и в этом случае – принятие решений и ответственность за их реализацию несет не консультант, а владелец.
Не надо подменять ни менеджеров, ни самого себя консультантом. И не надо противопоставлять. Каждый должен быть на своем месте. А вместе можно сделать бизнес более эффективным и результативным.