Консультант VS Менеджера Клиента или почему не нужно подменять персонал консультантом

В своей практике я часто встречаюсь с ожиданиями Клиента (владелец бизнеса), что он будет оценивать полезность консультанта по управлению по росту эффективности и результативности его бизнеса.

Кто обеспечивает эффективность и результативность бизнеса? — Менеджеры! И, если бизнес не дает желаемой Клиентом эффективности и результативности, то, что это значит? Это значит, что менеджеры компании не выполняют свою работу.

А почему так? Причин может быть много, например:

  • менеджер не понимает, что делать (например: потому что его руководитель/владелец не правильно поставил задачу)
  • менеджер не знает, как сделать работу
  • менеджер «выгорел», не мотивирован делать работу
  • менеджер не умеет делать работу (например: она новая для него)
  • менеджер отвлечен нерешенными личными вопросами
  • отсутствуют нужные специалисты, специалисты нужной квалификации
  • нет достаточных ресурсов для выполнения работы
  • нет поддержки от владельца, коллектива и т.д.

В некоторых ситуациях может действительно помочь консультант по управлению, а в каких-то нужно просто поменять менеджера.

Чтобы понять реальные причины «неделания» менеджерами своей работы эффективно и результативно, рекомендую провести «Диагностику состояния бизнеса».

При выполнении такой работы консультант по управлению выяснит: знает ли персонал – что и зачем он делают; что мешает выполнению поставленных задач; как ставятся на предприятии задачи; что и как поощряется и наказывается; какой информации не хватает; и … многие другие вопросы, влияющие на эффективность и результативность бизнеса в целом и в частности.

Внешний консультант соберет такую информацию, имея непредвзятое мнение, а опираясь на свой опыт, сможет сделать правильные и выводы и рекомендации, выполнение которых приведет к повышению эффективности и результативности бизнеса.

А, если менеджмент Клиента не знает, как же реализовать эти рекомендации? В этом случае у хорошего консультанта есть такой инструмент как – обучение необходимым навыкам и умениям эффективно и результативно работать.

Но консультант не должен работать ВМЕСТО менеджера или специалиста!!! Он только может быть помощником, советчиком, поддержкой сотрудников компании на пути развития и процветания бизнеса!!!

А почему сам Клиент (владелец бизнеса) не может сделать то же самое, что и консультант (провести «Диагностику состояния бизнеса»). Потому что: «глаз замылен»; он уже свыкся со многими нерешенными вопросами; ему «жалко» расставаться с «неэффективными и нерезультативными» менеджерами и специалистами (а где взять других?); да и вообще, так много вопросов, которые необходимо решать в бизнесе, а … он один (совсем один).

Преодолеть одиночество на вершине пирамиды помогает консультант по управлению – с ним можно всё доверительно обсудить, получить сконцентрированный опыт в короткое время и именно по тем вопросам, которые волнуют в настоящее время.

Но и в этом случае – принятие решений и ответственность за их реализацию несет не консультант, а владелец.

Не надо подменять ни менеджеров, ни самого себя консультантом. И не надо противопоставлять. Каждый должен быть на своем месте. А вместе можно сделать бизнес более эффективным и результативным.