Бирюков Леонид, Консультант по управлению

Леонид Бирюков Как становятся Консультантами по управлению? В странах с развитым консалтингом – ты заканчиваешь ВУЗ, и, если ты лучший, тебя приглашают известные консалтинговые компании на стажировку, ты её проходишь/ (или не проходишь) и становишься младшим консультантом. Годы упорного труда по отработанным, стандартным методикам и ты реальный консультант.

Со мной всё было не так. Родился я в СССР. Закончил МАИ (Московский авиационный институт) и стал инженером. Уже с первых месяцев, работая на АНТК им Антонова (авиационное предприятие), я столкнулся со множеством примеров неэффективного управления (тогда я такими словами не говорил :)), т.е. мне «просто» были не понятны многие решения, которые принимали руководители на разных уровнях с которыми я сталкивался. И я стал делать предложения, как улучшить управление, как достичь лучших результатов. Но мои записки даже не читались, а мне говорил один дважды лауреат Сталинских премий: «Леонид Валентинович, Вы обязательно будете начальником, пусть только время пройдет». Время шло … и я продвигался: сначала в отдел общего проектирования, затем в отдел технико-экономических обоснований. Заводская библиотека была обширна, в ней было много книг по управлению авиационной отраслью в мире, я большинство из них проработал. К этому времени, основываясь на международном опыте, мы с коллегами сделали разработку «Видение АНТК им Антонова до 2020 года», но она не заинтересовала Генерального конструктора  и …

В 1990 году мы создали свою консалтинговую компанию. Наши знания и опыт сразу же был востребован: мы участвовали в преобразовании Министерства Легкой промышленности, создали свою авиакомпанию, занимались перепродажей продукции и активно приняли участие в подготовке предприятий к приватизации.

В 1992 году мы организовали обучение/стажировку для руководителей стран СНГ в США (бизнес школа института Фьюкуа), в этой программе был и я. Там я получил совершенно уникальные знания и практику ведения бизнеса. По приезду я написал простую методичку «Как составить бизнес план», которой успешно пользуюсь сам и предлагаю своим клиентам до сих пор.

Я стал Генеральным директором «Ассоциации консультационных и экспертных фирм Украины «Укрконсалтинг». Правильно организовав взаимоотношения с Фондом государственного имущества, нам удалось монополизировать процесс подготовки специалистов по приватизации. В Ассоциации в 1992 году было около 150 участников – консалтинговых компаний. К 1995 году ситуация на консалтинговом рынке существенно изменилась – консультантов стало много, «все стали умными» и начали организовываться подобные Укрконсалтингу объединения. Не откорректировав свою стратегию, Укрконсалтинг стал маленькой организацией, но я уже ушел оттуда.

Параллельно с руководством и развитием консалтинга я активно участвовал в развитии самих предпринимателей. Мы создали Ассоциацию содействия развитию частного бизнеса «Еднання», где я стал Председателем конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов. С помощью консалтинговых инструментов я создавал себе рынок. Также мы создали «Ассоциацию бизнес инкубаторов». Всё это был малый бизнес. Перспективный, но … консалтинг воспринимался в большей мере – как бесплатные советы. Для оплаты наших советов мы получали гранты от международных доноров.

В 2000 году меня пригласили предприниматели среднего бизнеса для построения эффективной системы управления общественным объединением предпринимателей «Новая Формация». И опыт получения грантовой помощи и наработки с бизнес инкубаторами помогли нам организовать Проект «Технопарк информационных технологий» на базе Института проблем математических машин и систем».

На протяжении всего этого времени я оказывал услуги управленческого консалтинга, а с 2005 года я снова полностью стал заниматься только им. Корпорация «Астрон» (построение эффективной системы управления), Компания «Валми» (стратегия закупок и продаж, управление персоналом), Медицинский центр «Консилиум» (бизнес план развития), Компания «Илта» (диагностика состояния бизнеса и разработка стратегии развития), «Галактон» (формирование команды топ-менеджеров), СТО (диагностика состояния бизнеса и формирование путей развития) и многие другие компании были моими клиентами. В бизнес центре «Национальный» я проводил регулярно открытые тренинги.

За все годы моей практики я консультировал более сотни предприятий. Оглядываясь, приятно отметить, что абсолютно ВСЕ клиенты платили за мои услуги, хотя оплата услуг всегда осуществлялась после получения клиентом положительного, заранее согласованного результата.

Корпорация «Бизнес Конгресс», в основе которой КУА «Национальный резерв», (я с ними сотрудничаю в настоящее время) видит своей задачей решение социальных вопросов на альтернативной основе, т.е. не на базе государства, а на базе полной ответственности граждан за своё будущее: пенсия, медицинское обеспечение, обучение. Это принципиально меняет взаимоотношения гражданина с государством. Это принципиально должно поменять отношение гражданина к  обеспечению своей жизни.

Всё в моей жизни замкнулось: я хотел изменить взаимоотношения на предприятии и пришел к необходимости менять отношения в государстве. Меняя отношения в государстве, я снова занимаюсь изменением отношений гражданина к предприятию.

С 2014 года мы развиваем в Консалтинговую компанию «Абсолют Офис», как компанию способную изменить условия функционирования предприятия нашего клиента на принципах бережливо производства и устойчивого развития.

Что меня вело все эти годы?

Моя жизненная миссия, которая звучит так: содействую построению свободного общества свободных людей.

Принцип, которого я придерживаюсь: прошлого нет. Будущее может быть, если в настоящем мы будем делать то, что надо!

Езжу отдыхать к морю и на экскурсии в Европу. У меня двое детей и жена. Я счастлив.