Почему страхом никого нельзя заставить работать, а также про важность хороших отношений с персоналом.

Относитесь к своим сотрудникам так, как хотите, чтобы они относились к Вашим клиентам.
Стивен Кови

С самого рождения мы вступаем в мир, где самой важной и главенствующей темой являются отношения между людьми.  И вся наша жизнь от начала и до конца построена на отношениях – родители, мужья, жены, дети, друзья, знакомые, коллеги, партнеры по бизнесу…

И в большей мере от того, насколько качественными будут отношения, зависит и качество жизни. Не открою Америку, если скажу, что аспект отношений играет очень важную роль в любом бизнесе. Благодаря связям и личным знакомствам открываются двери, находятся нужные люди, приходят рекомендации и заказы. Построение хороших и крепких отношений значительно облегчает жизнь.

Сегодня предлагаю рассмотреть отношения персонал-руководитель и руководитель-персонал.

Персонал — руководитель

Отношение персонала к компании и руководству обычно укладывается в понятие «лояльность».  Лояльность —  это ежедневный выбор персонала, который он делает именно в пользу данной конкретной компании. Её невозможно купить за деньги, деньгами ее можно только поддержать, но при условии, что она уже сформирована и находится хотя бы на среднем уровне. На формирование лояльности  влияют следующие факторы:  

  • материально-техническое обеспечение,
  • взаимоуважение на всех уровнях,
  • ощущение персоналом своей нужности и ценности,
  • получение  поддержки, похвалы от руководства за выполненную работу,
  • совпадение по ценностям,
  • взаимоотношения с коллегами,
  • чувство гордости персонала за достижения компании.  

Все перечисленные, за исключением первого фактора, напрямую связаны с межличностными отношениями. Невозможно разделить личное и рабочее. Всегда будут симпатии и антипатии, эмоции, чувства, переживания.

Таким образом,  чем лучше у персонала отношение к руководству, коллегам,  к компании в целом, и с другой стороны, чем больше сотрудник ценен компании, и эта ценность им ощущается, тем выше обычно его лояльность и тем больше он хочет сделать для компании, ее процветания и блага. Резюме — чем выше лояльность, тем выше отдача.

Руководитель-персонал

Теперь возьмем вторую сторону проблемы. Руководитель не ценит персонал, ожесточенно его критикует, не видит ничего положительного в работе, придирается и унижает. Все это происходит систематически, возможно под настроение, не всегда объективно, в присутствии других людей. Следствием такого поведения  будет отсутствие взаимоуважения, снижение мотивации, формирование у персонала устойчиво негативного отношения к работе. Редко кто из сотрудников является профессионалом такого высокого уровня и полета, что может отодвинуть личный фактор на второй план и делать свою работу в таких условиях хорошо и на высоком уровне. Все равно обида и злость  в конечном итоге берут верх, и качество работы снижается.

Мотивация неизбежно идет на спад, сотрудник расслабляется, на первый план выходит денежная мотивация и персонал работает не ради идеи и процветания бизнеса, а за «морковку». Таким образом, руководитель получает боеспособную армию, четко следующую приказам. Но у этой армии низкий боевой дух и при первой же удобной возможности она уйдет в место, где кормить будут более сытно, постель будет мягче, а условия лучше.

Итак, чем это чревато для бизнеса?

У персонала снижается патриотическая мотивация (за идею) и возрастает денежная мотивация (за вознаграждение), пропадает старание и желание работать, и это неизбежно отрицательно отражается на всех производственных процессах. Возрастают конфликты, срываются сроки, страдают клиенты. Обиженный персонал – это неуправляемый персонал, который очень опасен.

Страх как инструмент управления

Некоторые собственники в таких ситуациях считают, что могут управлять персоналом при помощи страха. Но это ошибочное мнение. Страхом нельзя заставить работать и добиться хороших результатов, так как он обычно ситуативен, не длится долго, и никогда не является стимулирующим фактором. Те профессионалы, которые знают себе цену, имеют высокий уровень квалификации просто уйдут, найдя себе другое место работы, где будут чувствовать поддержку руководства,  ощущать свою ценность и нужность компании. А балласт, которому все равно где работать, и который по разным причинам (лень, низкое чувство собственного достоинства, страх не найти работу, удобство) останется и будет копать от забора до обеда, обедняя компанию отсутствием творческих идей, энтузиазма и рвения.

Способ решения проблемы

Инструмент, которым пользуется наша консалтинговая компания для исследования отношения персонала к компании, руководству и своему рабочему месту, называется «Шкала 12».

Он дает поразительные результаты.

Шкала оценивает качество рабочего места каждого сотрудника, позволяет сделать срез по подразделениям, дает общую картину по компании в целом.

Помимо этого она оценивает 4 показателя коммерческой деятельности,  позволяет дать конкретные рекомендации, что делать в каждом конкретном случае.

Для заказа услуги или получения более подробной информации пройдите по ссылке.

С верой в Ваш успех.