Профессиональные тайны HR-менеджера

Некрасова Алена

У HR-ров, как и у других специалистов, есть много хитростей и профессиональных тайн. Некоторые хитрости помогают вывести соискателя на чистую воду, некоторые смягчить резкость  отказа в работе. Я, как менеджер по работе с персоналом с 8-летним стажем, готова поделиться с вами своими тайнами.

За свой многолетний опыт работы я видела много соискателей – классных, воодушевленных, профессиональных, умных, а также сложных, не нашедших свое призвание, потерявшихся в жизни и профессии людей. Всех их объединяло одно – желание получить работу в нашей компании.

Итак, начинаю делиться тайнами.

Сегодня вы открыли свою почту и увидели отказ о приеме на работу от компании, в которой на прошлой неделе были на собеседовании. Вы в ярости и печали одновременно. Как, ведь мы так прекрасно пообщались.

Тайна № 1.

Редко какой HR-менеджер, профессионал в своем деле (не берем в расчет тяжелый характер или не сложившуюся судьбу),  покажет своим видом соискателю неудовольствие от общения или пренебрежение к нему. Негласный этический кодекс говорит: приветливость, вежливость, дружелюбие и такт при общении с любым человеком, пришедшим на собеседование. Будь то финансовый директор или уборщица, высокопрофессиональный менеджер или стажер.

Поэтому, когда вы справедливо негодуете по поводу отказа, задумайтесь о нескольких важных вещах:

  1. Насколько ваш внешний вид соответствует профилю компании, в которую вы  ходили на собеседование. Профиль компании, в которой я работаю – финансы, инвестиции. Компания, деятельность которой строго регламентирована, есть средне-строгий дресс-код. Когда к нам приходит талантливый дизайнер или специалист по рекламе с дредами, татуировками на лице и пирсингом на всех видимых частях тела, то мы вынуждены ему отказать в связи с несоответствием внешнего вида стандартам компании. В своей практике я встречала финансового директора с ярко-фиолетовыми волосами, которая работала в крупном системном банке, но это скорее исключение из правил, чем правило.
  2.  Действительно ли вы хотите работать на этой должности в нашей компании. Одним из последних моих собеседований было собеседование с менеджером по маркетингу, который так тоскливо рассказывал о своей работе, что я почти плакала. В нем не было искры, огня, радости и удовольствия от результатов своей работы. Он или выгорел или просто маркетинг не его профиль. Поэтому ему мы отказали по причине несоответствия параметрам, прописанным в нашей вакансии – энтузиазм, желание расти и развиваться, оптимизм.
  3. Ваши личностные особенности и характер очень ярко выражены и носят отрицательный характер. Иногда мы отказываем очень-очень профессиональным соискателям, которые обладают определенными личностными особенностями – склочность, несдержанность, бестактность, агрессивность, грубость, вызывающее поведение, высокомерие… Мы очень стараемся подобрать коллектив таким образом, чтобы работать было легко, приятно и комфортно. Поэтому личностные качества при подборе соискателя играют такую же важную роль, как и профессиональные. Несколько раз компания шла на компромисс и принимала на работу соискателей с тяжелым характером и потом дорого за это расплачивалась. Больше таких ошибок мы не совершаем.
  4. Рекомендации, которые мы получили на последнем вашем месте работы, очень нелестные. Ваши прошлые места работы – это ваша история и она очень информативна. То, как вы работаете, взаимодействуете, показываете хорошие результаты или наоборот просиживаете штаны, будет вашим пропуском на следующее место работы. Даже если вы дали телефон вашего лучшего друга с прошлого места работы, то открою Вам секрет, мы обычно не ограничиваемся одним рекомендателем.

Тайна № 2.

Иногда компании вывешивают вакансию с целью мониторинга рынка. Тем для мониторинга может быть великое множество  – заработные платы в этой нише, уровень специалистов, количество откликов.  Причин для проведения такого среза тоже может быть немало – оптимизация зарплатных вилок, составление аналитического отчета для внутреннего заказчика  (менеджер по персоналу для руководителя)  или внешнего заказчика (рекрутинговое агентство для компании),  анализ насыщенности сферы специалистами.

Тайна № 3.

Совместимость специалиста и компании. Так же как и в личных отношениях есть совместимость и несовместимость, так и в поиске и подборе персонала есть такое понятие, как «вписаться в компанию». Этот аспект, наверно, наиболее сложный. Объясню почему. Понятие корпоративная культура включает в себя все четыре пункта, которые я перечислила выше – это и внешний вид, и опыт работы, и личностные качества, и общее настроение человека, которое часто тяжело уловить. Все это формирует ваш неповторимый образ. И он может гармонично влиться и дополнить компанию, звучать с ней в унисон или наоборот войти в клин и резонанс, в результате чего будет плохо обоим. Такое чутье приходит с опытом работы в одной компании и понимании всех ее подводных камней и течений.

Поэтому, когда вы сидите за компьютером и ругаете ни в чем неповинного менеджера по персоналу, время, потраченное на собеседование, перечитайте еще раз внимательно эту статью и подумайте о том, что ваша компания все еще ждет вас. И если не взяли на это место работы, значит, вас ждет лучший вариант, который идеально подойдет именно вам.