Все мы консультанты. Только разные

Бирюков Леонид

Только ленивый сегодня не консультант. Все мы что-то о чем-нибудь знаем. И когда нас спрашивают об «этом», или разговор заходит об «этом», мы все, во-первых, эксперты, а во вторых, консультанты. Мы бы хотели, чтобы другие нас считали экспертами или консультантами, или, как минимум, разбирающимися в «этом». Или, как минимум, мы сами себя считаем экспертом и/или консультантом, но … это иногда является заблуждением!

Кого можно считать экспертом, а кого консультантом.

(из Википедии) Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.

Т.е., чтобы какого-то специалиста назвали экспертом, необходимо:

— чтобы кто-то признал его более компетентным в рассматриваемом вопросе, чем тот, кто его приглашает

— чтобы о приглашаемом специалисте кто-то (также более компетентный, чем тот, кто хочет пригласить эксперта) имел хорошие отзывы

— факт – «за вознаграждение» — спорный, т.к. скорее всего – «за вознаграждение» — это, скорее всего, относится к «профессиональный», чем «эксперт».

Таким образом, эксперт – тот специалист, мнение которого другие специалисты считают более компетентным, при этом уровень эксперта определяется также и уровнем специалистов, которые другого специалиста считают экспертом.

Консультант — специалист, оказывающий консультационные услуги, консультирующий различных людей по различным вопросам. Или: Консультант — специалист в какой-либо области, работающий в государственном или частном учреждении в качестве лица, дающего советы, заключения по вопросам своей специальности. Или: Консультант — квалифицированный специалист в определенной области человеческой деятельности, дающий советы другим специалистам, нуждающимся в них.

Консультант,  дающий советы, скорее всего, «советник». Т.е. он вместо клиента принимает решение и дает ему готовое решение.

Слово «консультация» пришло к нам из латинского языка, в переводе с которого «consulto» – «совещаюсь, обсуждаю, забочусь».

Т.е., скорее всего, консультантом следует называть специалистов, которые помогают Вам решить Ваши вопросы путем совещания (не совета!), обсуждения (а не указания – делай так!), с заботой именно о Вас. Т.е. в работе консультанта важно – как  он помогает клиенту решать его вопросы. Если Вы за него решаете, то Вы, скорее всего эксперт или советник, а клиент просто сбросил на Вас свою ответственность – Вы же эксперт, не он.

Решение вопроса в стиле – «консалтинг» означает, что Вы создаете процесс, в котором клиент сам (с Вашей помощью) решает свои вопросы. То ли купить эту блузку или нет, то ли питаться одними продуктами или другими, и т.д.

Т.к. я занимаюсь управленческим консалтингом, то важно и то, как я понимаю, что такое управление, какие вопросы я могу помочь Вам решить.

Управление — это процессы (планирование, организация, стимулирование, учет, контроль, принятие решений, лидерство, координация), необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Таким образом, моя работа как консультанта по управлению заключается в следующем:

— создать процессы управления бизнесом путем  включения в процесс самого Клиента и его сотрудников, организовывая и проводя эффективные совещания, доброжелательные и продуктивные обсуждения, проявляя максимальную заботу о Клиенте

Конечно же, консультант по управлению должен быть и специалистом по вопросам, по которым он консультирует, а в некоторых вопросах экспертом.

Консультант – не вместо Вас. Вы вместе с консультантом. Консультант – это Ваш дополнительный ресурс для более успешного решения Вами вопросов.